Skip to content

Стивен Кинг, «Долорес Клейборн»

Февраль 7, 2010

И снова о том, что всякие выборы имеют последствия. И если ты отступаешься от себя из желания комфорта, тебе все равно придется к себе самой возвращаться — но путь будет длиннее.

А от нелюбимых мужчин рождаются дети, на них похожие — и тебе смотреть в это же лицо. Проще не будет. И воспитывать будет их — он, и жить с ним придется им, твоим детям, и это имеет значение.

**
«Мы привыкли друг к другу, как привыкают к своему соседству две старые летучие мыши, висящие вниз головой в одной и той же пещере уже много лет, хотя их нельзя назвать лучшими друзьями».

**
«Никто из присутствующих здесь не знает, что значит быть такой старой и видеть дьявола и не мочь объяснить, что это такое, даже себе самой».

**
«Вот что я поняла в этой жизни: глупые причины порождают глупые браки. Я устала бороться со своей матерью. Я устала выслушивать ругань своего отца. Все мои подружки уже повыскакивали замуж, у них были свои дома, и я тоже хотела быть такой же взрослой, как и они; я устала быть маленькой глупой девочкой».

**
Гордыня, да. Заволакивающая глаза.
«Это был последний раз, когда Джо ударил меня. В душе Джо был трусом, однако я никогда не говорила об этом вслух — ни тогда, ни после. Это самое опасное, что можно сделать, потому что трус больше всего боится быть раскрытым, он боится этого даже больше смерти».

**
Целостность и идентичность теряется именно в такой момент.
«Она взглянула на меня, и вместо одного лица я увидела два. Верхняя половина одного выглядела растерянной, а нижняя все еще смеялась… но под ним скрывалось другое — осторожное и недоверчивое. В нем я увидела все, что Джо говорил ей весной и летом, пока Селена не стала избегать его. «У меня нет друзей, — говорило это лицо, — и уж точно это не ты и не он». И чем дольше мы смотрели друг на друга, тем сильнее проступало это другое лицо».

И потом, весь разговор на пароме. Смелость достучаться в закрытую дверь. Пока дверь не заросла окончательно.
«Что бы ни случилось, это не изменит моей любви к тебе, Селена. Но невозможно помочь тебе, пока ты не скажешь, в чем причина».
Мать и дочь, возврат целости.

«Пока мы плыли домой, Селена рассказала мне еще две вещи — одну языком, а другую глазами. Сказанным вслух было то, что она хотела взять свои вещи и убежать; это казалось хоть каким-то выходом. Но побег — это не разрешение проблемы, если вы очень сильно ранены: куда бы вы ни убежали, сердце и голова всюду последуют за вами, — и тут в ее глазах я увидела, что мысль о самоубийстве также приходила ей в голову».

**
«Мой внутренний глаз увидел, как Джо будет вести себя дальше, если я позволю ему это — он не только добьется от Селены того, чего хочет, и не только растратит все украденные у собственных детей деньги, но и будет воздействовать на них; унижать Джо-младшего за хорошие оценки и любовь к истории, одобрительно хлопать Малыша Пита по спине, когда тот будет обзывать кого-нибудь ублюдком или говорить своему однокласснику, что тот ленив, как негр; влиять на них; постоянно влиять на них».

**
«Этот сукин сын никогда не уступал; если б он жил так же, как и умирал, я не знаю, были бы между нами вообще какие-нибудь разногласия».

**
«- Я пытался любить его. Я всегда пытался, но он не позволил мне».

**
И опять — цель не оправдывает средства. Никогда. Хочешь прикрыть собой дочь, ладно я, фиг со мной — зато она будет целехонька и счастлива? Не будет. Это не наказание, это законы, все рушится и падает, если строить на песке, если строить на неправде. Если строить на преступлении.

Смешно; выдерганные цитаты выглядят такими плоскими, такими очевидными. Когда читаешь, с ними сживаешься, приходишь к ним постепенно и изнутри. Проживаешь. Разница. Впрочем, как и всегда с простыми истинами.

No comments yet

Добавить комментарий

