Skip to content

Джеффри Евгенидис, «Девственницы-самоубийцы»

Август 21, 2009

Родители и дети, мальчики и девочки, человек может быть сколь угодно близким, но остается бесконечно далеким, непостижимые бездны пролегают между нами. Суицид как ответ на мировой кризис, суицид как посттравматический синдром, суицид как последствие стресса и давления в семье, суицид как естественный итог нехватки медиаторов и низкого уровня серотонина в крови, суицид как, как, как. Нет ответа, есть бесконечно нежная, печальная – ну да – ускользающая красота. Лолиты на излете лета, легкое дыхание, бабочки-однодневки. Деревья, зараженные и угрожающие другим, зараза из Европы; покорность и выход в суициде. Жестокость и красота, обыденность устремлений и помыслов, ничего особенного. Как все. Непонятно, как.

«Попытки найти истинную причину мучившей девушек боли смахивают на регулярные самообследования, заняться которыми нас настойчиво уговаривают врачи (да, мы уже достигли этого возраста). От нас требуется время от времени с клинической беспристрастностью исследовать самую потаенную пазуху нашего тела и, ощупывая ее, замереть перед реальностью собственной анатомии: два голубиных яйца, притулившихся в хрупком гнездышке, с тянущимися к ним и от них хрящеватыми трубками. В этом едва обозначенном на карте месте, среди естественных сгустков и комочков, нам необходимо обнаружить бесцеремонных захватчиков, посягающих на наше здоровье. Мы и представить себе не могли, сколько там шишек и бугорков, пока не пустились на их поиски. И вот лежим на спинах, выясняя, что там внутри; содрогаясь от отвращения, мы отдергиваем руку, чтобы, отдышавшись, пощупать снова, — а семена смерти таятся до времени в запутанных недрах тел, дарованных нам Создателем».

М-Ж, попытки понять.

«Порой, после чтения вслух большого отрывка из дневника, мы боролись с искушением заключить друг друга в объятия или завопить о том, как нам повезло и какие мы замечательные. Мы испытали несвободу девчоночьего бытия, делавшую поток их мыслей направленным и отвлеченным одновременно, чтобы в итоге наделить, к примеру, абсолютным знанием об удачных цветовых сочетаниях».

«На самом деле они были замаскированными, переодетыми женщинами, нашедшими точные определения словам «любовь» и даже «смерть»; на нашу долю выпадало создавать беспорядок и шум, которые, кажется, их завораживали».

«Со страниц практически исчезает местоимение в первом лице единственного числа, и этот процесс можно сравнить с движением камеры, в конце фильма отъезжающей от персонажей, чтобы поочередно показать дом, улицу, город, страну и наконец планету, которая не просто затмевает собой образы действующих лиц фильма, но и окончательно уничтожает, изглаживая их существование из памяти».

Достоверное описание той самой любви-одержимости, какая, кажется, бывает только у подростков. Когда обмираешь от того, что видишь мелькнувший вдали свитер предмета обожания – каждый его наряд отпечатан на сетчатке и мгновенно запускает реакцию. Любовь-сотворение кумира, любовь, и не помышляющая прикоснуться к объекту, любовь-возвеличивание. Купить в супермаркете то же жасминовое мыло, какое, говорят, лежит у них дома – чтобы самим вдохнуть этот запах. Впечатлительность на максимуме, все совершается впервые, изобретение любви происходит именно сейчас и именно вами – и потому это первое часто объявляется «лучшим», принимается за образец.

И все вот это томление, все вот это «все попсовые песенки мира написаны про тебя» (их телефонный разговор на пластинках). И это присваивание объекта, не смейте думать о них, не смейте судить их, не смейте верить телевизионным версиям, там все переврали, оставьте их нам, они наши.

Родители, которые так и не поняли – как и все остальные. «Дети – лишь незнакомцы, временно разделяющие жилье с родителями».

«Люкс была самым обнаженным человеком из всех, кого он видел одетыми. Даже в тесной школьной обуви она вышагивала так, словно была босая, а купленный матерью мешковатый наряд только подчеркивал ее очарование: словно Люкс разделась и затем нацепила первое, что попало под руку».

И социум, эта долбаная политкорректность. Как себя вести? улыбаться, разговаривать, устроить день скорби, но не настаивать же, чтобы они принимали в нем участие? Чувства, превращенные в смущенный официальный танец. «Почему американцы всегда притворяются счастливыми». Греческий pathos, трагедия, жизнь по иным законам – разыгравшаяся вдруг в залитом солнцем добропорядочном пригороде.

И мать, мать отрицающая жизнь, жизненную силу девочек, заковывающая ее, стремящаяся подчинить (обгрызенные ногти на кладбище – они еще вырастут, дорогая, они продолжают расти, а она ведь больше не сможет их грызть), но и абсоюлютно такая же, шестая из них, одинаковая.

«- Она потомок печальной расы, — объяснял Джо, — Тут дело не только в Сесилии. Печаль возникла задолго до того. Задолго до Америки».

И отдельный, несчастный, почти оскопленный муж-отец среди этого влажного инь-царства. Трусики, исписанные именем любимого. Парусиновые туфли, отбеливаемые на заднем дворе. Единый девчоночий организм о пяти головах, синхронизировавшийся даже циклами месячных.

«Сияние ее глаз обжигало, выдавая такую уверенность в своих действиях, какой могло обладать только существо, не имевшее ни малейших сомнений либо в величии творения, либо в полной его бессмыслице».

Заметки доктора: суицидальное поведение подростков, потерявших близкого, как попытка освоить, при-своить этот факт, одомашнить. Избавиться от страха, шагнув в него.

Экранизация была просто блестящей – но книжка лучше.

Плюс не могу не отметить, что в этой книжке впервые мне встретилась отсылка к любимой моей Мэри Рено, точнее, прямое называние ее по имени (герой «прочел немало ее книжек»). Ура, она существует, зачеркнуто, ура, ее знаю не только я!

Реклама
No comments yet

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: