Skip to content

Барбара О’Брайен, «Необыкновенное путешествие в безумие и обратно»

Август 20, 2009

Это не художественное произведение, это человеческий документ – описание переболевшего шизофренией и болезни, и процесса восстановления.

Главный поиск – поиск причины. Шизофрения сегодня случается часто, и никакой внешней логики нет – захватывает что умных, что глупых, что молодых, что старых, что с устойчивой нервной системой, что не.

И вот Барбара пытается докопаться: что такое шизофрения – поломка или устранение опасной ситуации, выведение из-под огня мудрым подсознанием? Болезнь или тренировка, заботливая поддержка подсознания сознанию? Создание линейного пространства игры-обучалки, вот враг, вот ты, борись. Выработка привычки – бороться, а не сдаваться. Вывод из капсулирования, из оцепенения, постепенное обучение иным реакциям.
Или и вовсе это виток эволюции, попытка природы создать человека с более устойчивой к изменившимся условиям среды психикой.

У нее вышло так, что болезнь вывела ее к ней настоящей, к той, которой она быть боялась, которую она отвергала.
Много что мне тут созвучно просто дословно.
А больше всего нравится настрой, уверенность в себе. Но это либо есть, либо нет.

**
«Призрак взыскующего общественного глаза все еще страшит меня, и я только тогда обрету целостность, когда наберусь мужества и смело встречу этот глаз».

**
«Мое предположение: шизофрения угрожает тому, у кого не хватает мужества и поэтому он расчленяет свою личность ради того, чтобы принять себя и быть принятым обществом»

**
«Думаю, трагедия шизофреника в том и заключается, что он утрачивает целостность личности и позволяет лишь какой-то ее части представлять всего себя. Он перестает быть самим собой и заискивает перед окружающим миром, чтобы быть принятым в ложном обличье. Свои потайные миры он прячет так далеко, что не только общество, но и сам он уже не может их найти».

**
«Причина не в обществе, а в моем индивидуальном аппарате приспособления. Я расчленила свою личность, непростительно далеко запрятав отдельные свои качества, а в результате целостность личности была нарушена, только ради того, чтобы отдельная ее часть представляла всю личность. Если бы мне хватило мужества остаться самой собой, никому не пришло бы и в голову считать меня невротиком. Самое худшее, меня могли бы назвать «не такой». В последнем определении чувствуется доля критицизма, а я стала очень болезненно на него реагировать».

И про то, что это нарушение химического обмена, тело начинает выделять гормоны, которые создают вот такой эффект – но не почему-то («испортилось»), а для чего-то («починить»).

Ну и плюс про создаваемое:
«Само пишется», «мне казалось, что я работаю, как рация в режиме приема», «в голове будто кран открылся», «такое состояние, что я не смог бы заставить себя написать по-другому».
Интуиция и наитие, «озарение» как маскировка считанных сигналов – просто убран промежуточный этап, мы видим результат и ничем как озарением это объяснить не можем, на деле простой анализ.

И ее выходы – пятнадцатичасовой сон, читать не получалось, только смотреть на лебедей, медитация, зацепка для верхнего слоя сознания, пока нижнее занято работой. Выращивать новую «решетку», реакции, каналы, по которым бегут эмоции, не застопориваясь о «положено-не положено». Адреналин, бегущий свободно, а не отравляющий кровь.

«Мухи» — впрыскивающие мысли-сомнения, девочка, свихнувшаяся на том, что это и есть чистилище, что все происходящее с нами очищает душу.

«Мне кажется, это сравнимо лишь с фантасмагориями, созданными Джорджем Оруэллом в романе «1984 год». Целый штат государственных чиновников занят тем, что переписывает подшивки старых газет и документов, подгоняя факты под каждую новую пропагандистскую программу правительства. То же самое происходило со мной, когда я обдуманно искажала абсолютно ясную картину, а мое подсознание послушно перелопачивало и искажало весь мой прошлый опыт, чтобы привести его в соответствие с моей программой самообмана».

No comments yet

Добавить комментарий

