Перейти к содержимому

Евгения Пищикова, «Пятиэтажная Россия»

18 августа, 2009

Это сборник статей Пищиковой, публиковавшихся в журнале «Русская жизнь», ныне закрытом.
Пищикова – истинный колумнист в лучшем понимании этого слова, летописец, собиратель (и вдумчивый анализатор) человеческих документов.
Но иногда, стремясь проникнуть в суть вещей, увлекается т.н. доморощенной лингвистикой – строя выводы совсем уж странные, обобщения делая поистине королевские.
Но следить за ходом мысли увлекательно. А слогом ее, эдакой игрой в старину, пропитываешься моментально.

«Фотография начиналась как способ сгущения жизни, а стала использоваться для ее разжижения. (…) Кто не мечтал вернуться в молодость? Пожалуйте, вот она – прекрасная, обычная, занудная, ежедневная. И ничего-то не приукрасишь, ничего не додумаешь, ничего не домечтаешь. «В юности, внучек, я была красавицей! – Что ты, бабушка, врешь – вот у тебя и прыщ под носом и маникюр облупился».

**
«Привычка все время смотреть на себя самое со стороны губительна для супружеского ложа – ибо постельные игрища (на отстраненный взгляд) – довольно смешная и пафосная возня. Тяга «все на белом свете» обсуждать и обговаривать, «забалтывать» любое решение или дело, приводит к страшной девальвации слова».

«Ирония прекрасна, но в быту это оружие неудачника: «приходится всякий раз, прежде чем открыть рот, забегать перед собой, чтобы успеть себя высмеять раньше, чем рассмеются другие».

«Учат нас, учат, советуют разнообразить ночные бдения срамными переодеваниями, а главного и не знают. Не слышат, что народный гений говорит. А говорит он древние прекрасные слова: «В зубах не удержала, в губах не удержишь». Это женская пословица, это про нас – не держится семья на плотской любви. Она строится нравственным усилием, а не милой безнравственностью. Это работа, и делается она не с открытым ртом, а со сжатыми зубами».

**
«Большие поэты чувствуют, что стихи, приходящие к ним, их же и разрушают: «Пробочка над крепким йодом, как ты быстро перетлела. Так же и душа незримо жжет и разрушает тело». А «обыденные» стихи, напротив, абсорбируют внутреннюю жизнь. (…) «Маленькие стихи» и «большие стихи» коммуницируют друг с другом как лекарство и передоз».

**
«И чего же это они сами о себе говорят с такой непобедимой серьезностью, подумала я, — богатство да богатство? Почему бы не сказать попроще: «я человек со средствами». И сразу многое станет понятно: богатство не цель, это средство. В том числе и средство помочь».

«В 1771-м году… у Василия Ивановича Прохорова было модное предприятие: пивоварня. И была жена, простая женщина Екатерина Никифоровна Мокеева. А Екатерину Никифоровну удручало, что не может она молиться за успех мужнина дела, так как через него разоряется и спивается простой народ. В итоге Василий Иванович согласился с женой, в пятьдесят лет бросил пивоваренный торг и занялся новым для него и рискованным текстильным делом. И я все думаю: что же было в тех людях, чего совершенно нет в нынешних богачах. Они не менее сегодняшних желали благополучия себе и своим детям. Видимо, страхи разные. У них страх Божий, а сейчас самый главный страх неуспеха»

**
«Барби – это же социальный конструктор. Из самых простых кубиков можно построить мост, дорогу, дом, замок, страну. А из самой дорогой Барби со всеми ее домами и машинами можно построить только соседскую семью».

**
«Валентина Богданова считает городскую жизнь ребяческой, инфантильной. Только в деревне, по ее мнению, сохранилось взрослое, ответственное отношение к жизни. В городах культ юности, в деревнях старшинство до сих пор признается безусловным преимуществом. В городах все пользуются покупной идеологией, а в деревнях она самодельная».

«- В городе понарошку можно жить, вчерне, а в деревне все всерьез, — говорит Валентина. – У меня мама про тех, кто в город уезжал, так говорила: расти не хочет! (…) В городе что? Жена надоела – другую нашел. С работой что-то не сложилось – другую нашел. Соседям ты не пришелся по душе – да и ладно, подумаешь! Другие друзья найдутся. А в деревне живешь набело: раз ошибешься, нипочем потом не исправишь. Если люди подумали о тебе плохо, нипочем хорошо уже думать не будут».

(см чуть выше цитату из «Корабельных новостей», про «в таких условиях люди становятся просто душками»; ну да)

**
«Этическая оценка – это «хорошо» или «плохо»; а эстетическая – «прекрасно» или «ужасно». «Дом-2» не плохой или хороший, он прекрасный и ужасный. Следовательно, это произведение искусства».

4 комментария leave one →
  1. 26 января, 2011 7:07 дп

    А здесь ты тоже не будешь выкладывать ссылки на файлы книг? :)

    • 26 января, 2011 11:19 дп

      Не, а разве надо?) Все мои книжки на флибусте лежат, их найти несложно!

      • 26 января, 2011 11:38 дп

        Чем меньше кликов, тем больше вероятность того, что читатель скачает книгу -> прочитает -> будет тебе благодарен за рецензию -> вернётся в блог обсудить прочитанное -> посоветует друзьям, дав ссылку.

Ответить на Заболотная Отменить ответ