Skip to content

Стивен Кинг, «Дьюма-Ки»

Июнь 28, 2009

Книга о творчестве, в общем-то. О том, как оно дает силу, мощную силу, собирает тебя, нанизывает на стержень («я врисовал себя в жизнь»). Арт-терапия. И на эту силу через зазоры приманивается то, что хочет ею подкормиться.

А еще о том, как теряешь рассудок, как возникают вот эти прорехи между тобой-обычным и тобой, залитым алой яростью и готовым убивать. И про то, как полезно и важно доверять себе, не давать логическому началу замаскировать и спрятать твои истинные ощущения. Касается всего, вовсе не только сверхъестественных ощущений, но и твоей души, твоего дела. «Это простая истина искусства: художник всегда чувствует, если получается что-то хорошее».

Опять терапевтическая книжка, что ты будешь делать, я вижу то, что мне надо видеть, да.

«Более тесное общение между собственными «я» (под этим подразумевается наружное «я» и глубинное) — враг недоверию к себе. Такое общение убивает сомнения».

Не могу согласиться с теми, кто назвал эту книгу слабой; по-моему, она отличная. Кинг визуален, психологичен, точен в деталях и формулировках; здесь все, за что я люблю его.
Вот разве что тема с «она такая древняя, древнее всех» меня как-то, ээ, огорчило — либо ты что-то знаешь, либо ты не знаешь ничего, а ведь ни намека на объяснения. Ну, и штампованный прием — среди тихого летнего праздника каждую главку обрывать фразой «но тогда мы еще не знали, как близок конец» — замыливается разе на третьем, однако же продолжает и продолжает уважаемым автором употребляться.

Но все равно, Кинг прекрасен, прекрасен, да.

Только я не поняла про мелькавшую в рецензиях связь с Башней; связь эта прослеживается разве что в красной мантии существа, по-моему, разве нет?

А главки «Как рисовать картину» словно бы продолжают его автобиографический писательский учебник:

«Начните с того, что знаете, а потом вновь откройте для себя известное вам». То, что важно для тебя, и только для тебя — но так, словно ты видишь это впервые. Убирать с вещей замыленность чужих взглядов.

Простое определение стоящей/не стоящей вещи: эмоциональная реакция, ну да, ну да. «Когда знитель смотрит на нее со всей душой, происходит эмоциональный выброс». Это и есть art. «В прекрасном — правда, в правде — красота», …»это и смысл искусства, и единственный способ его оценки».

И емкое же подытоживание и снятие всех страхов и опасений перед критикой, единственно верное к ней отношение: «Пусть они немного посмеются, пусть немного посвистят и пошикают, пусть выкажут неудовольствие (или позевают), если им того захочется; но по завершении лекции я смогу вернуться домой и вновь начать рисовать.

А если картины им понравятся? Результат будет тем же».

Плюс ааатличное описание причины суицида — «По крайней мере мне больше не придется слушать холодильник или доставать из него еще один кусок картофельной запеканки». Правда прекрасное и емкое. (И правдивое. Красоты в этой правде нет).

И опять же, путь выхода: «Единственный способ жить — это жить. Говорить себе: «Я могу это сделать», — даже зная, что не можешь».

А в сюжете про выстрел в голову и заклеивание дыры пластырем, а потом обнаружение некоторого апгрейда своих способностей, я радостно узнала ту историю из Сборника редких рассказов, «Откровения Беки Полсон».

Как же прекрасно, что мне нечитаного Кинга еще на несколько месяцев хватит, если не лет.

No comments yet

Добавить комментарий

