Skip to content

Туве Янссон, «Лодка и я»

Ноябрь 8, 2008

Туве — моя любовь, давняя и абсолютная. Я бы читала взахлеб и её списки покупок, думается.

Так что тут — глубоко личное. Про текст всё давно сказано — люблю, когда над водой краешек, а то, что под водой, обрушивается на тебя самостоятельно, за кадром; нет лишних объяснений, да они и не нужны.

Но здесь меня ждало несколько открытий. Её женские образы — цитата из неё же — писаны по матери и подруге Тууликке. Вторая в диалоге с Мышкой («Большое путешествие»), Туу-тикки в «Муми-тролле и зиме» — это она всё. То есть — когда я выбирала себе имя для прежнего жж, я взяла имя той, которую любила Туве.
[и захотела стать ею]

То есть, ещё раз: Туве не была сильной, нет. Она была слабой. И именно потому — понимающей, слышащей мотивы. Но слабой.

Роль сильной в паре принадлежала Туути.

Иногда я думаю, что она просто вела себе что-то вроде жж, и образы все — дядюшки, тетушки, которые и в муми-троллей трансформировались — просто были даны изначально, а не придуманы. Иногда я думаю, что и саму Туве придумала — вот эту её интонацию, эту бесконечную иронию над всем — но иронию мягкую, не высмеивающую. Понимающую. Все мы люди, все мы таковы. Может, она вовсе не это имела в виду.
И сам выбор слов — пирушка, тосковала… Слегка устаревший, немного детский и очень упрямый. Категоричный. Да даже восклицательные знаки! Ни у кого больше они не выглядят так к месту. Но что там на самом деле, до Брауде — кто знает.

Бессильно, нежно люблю её, просто люблю, сидеть рядом, слушать, читать. Вглядываться в фото.
Узнавать, понятно. «Письма к Кониковой» — вот просто до буквы, до капли — слабость, признание, отмотать назад.

Скупить все до единой книжки.


Ладно, добавлю про саму книгу ещё, а не только про свои к фрекен Янссон чувства: здесь почти все раньше издавалось, «Письма Клары», «Послания», «Честная игра» — только отчего-то в Посланиях нет моей любимейшей (после собственно одноименного рассказа) новеллы про японскую девочку, «Туве, я бы хотела научиться писать про снег», не помню названия. А ведь она прекрасна, прекрасна.

No comments yet

Добавить комментарий

